26/10/2017
Министерство энергетики представило новый рейтинг энергоэффективности российских регионов за 2016 год

Министерство энергетики представило новый рейтинг энергоэффективности российских регионов по итогам 2016 года. Все субъекты федерации в нем разделены на три группы по уровню бюджетной обеспеченности, которую рассчитывает Минфин. Это сделано потому, что подавляющее большинство элементов рейтинга непосредственно связаны с возможностями бюджета и сравнивать, скажем, Москву или Санкт-Петербург с Дагестаном было бы не совсем корректно.

Цель рейтинга — активизировать работу региональных властей в области повышения энергоэффективности бюджетного сектора.

Главным показателем статистической отчетности, который мог бы хоть как-то охарактеризовать работу регионов в области энергоэффективности, теоретически может служить энергоемкость ВРП. Но сам по себе он мало о чем говорит, как, впрочем, и его динамика. Именно поэтому при составлении рейтинга эксперты Минэнерго взяли в расчет сразу несколько дополнительных факторов, непосредственно влияющих на энергосбережение и энергоэффективность в регионе. Это, в частности, доля в регионе зданий бюджетного сектора с предварительным классом энергоэффективности D и выше, доля натриевых ламп и светодиодов в системах освещения, доля отпуска тепловой энергии с ТЭЦ в крупнейших городах за последние три года.

Расчет рейтинга производился на основе данных Росстата и информации, предоставленной субъектами федерации при подготовке государственного доклада, а также энергетических деклараций.


Первая группа — регионы с высокой бюджетной обеспеченностью

Рейтинг энергоэффективности российских регионов по итогам 2016 года

Безоговорочным лидером как своей группы (регионов с высокой бюджетной обеспеченностью), так и всего рейтинга, стал Санкт-Петербург, набравший в общей сложности 65,3 балла. Во многом это обусловлено высокими темпами внедрения индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием (АИТП) в бюджетном секторе.

По показателю энергоэффективности теплоснабжения бюджетного сектора этот регион тоже вырвался в абсолютные лидеры, набрав 9,6 балла из 10 возможных. Не исключено, что такие результаты питерские власти показали потому, что с недавних пор доля внедрения АИТП включается в суммарный показатель KPI глав администраций муниципальных районов Санкт-Петербурга. Как только это произошло, городской комитет по энергетике и инженерному обеспечению разработал комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры до 2025 года. Она предусматривает, среди прочего, строительство различных объектов тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения общей стоимостью свыше 870 млрд. рублей. При этом доля бюджетных средств составит порядка 15% общего объема инвестиций.

А вот высокое место Ленинградской области объясняется небывалой для наших чиновников дисциплиной местной бюрократии. Этот регион совершил настоящий рывок, поднявшись в рейтинге с 29-го места на пятое. Но произошло это главным образом потому, что в Ленобласти резко — на 25 процентных пунктов — выросла доля учреждений, сдавших энергетическую декларацию. Учитывая крайне высокую плотность результатов в верхней части рейтинга, это просто не могло не оказать столь сильный позитивный эффект.

Лидер прошлогоднего рейтинга — Ханты-Мансийский автономный округ — на этот раз занял только второе место. Драйверами такого изменения стали недостаточно высокий уровень энергоэффективных источников света в уличном и дорожном хозяйстве и средний уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла. В целом же по интегральному показателю этот регион отстает от Санкт-Петербурга на 3,5 балла. Далее следуют Москва, вытеснившая с третьего места Татарстан (который опустился на одну ступеньку) и Ленинградская область. О Татарстане стоит сказать особо. Этот регион уже давно считается одним из передовиков в области энергоэффективности в России. Энергоемкость его ВРП снизилась в прошлом году почти на четверть к показателям 2007 года, который принято считать точкой отсчета для оценки энергоэффективных мероприятий. И это, судя по всему, не предел. К 2020 году власти республики намерены снизить этот показатель еще на 16%. Что же касается непосредственно прошлого года, то татарстанские бюджетники довольно резко уменьшили расход воды, но при этом незначительно выросло потребление тепловой энергии и газа, в основном из-за сильных морозов в конце года.

За счет новой технологии использования парогазовых установок «Татэнерго» намерена добиться снижения потребления электроэнергии на 1,5 млрд. кВт*ч. Но еще больше татарские власти ставят на экономию тепла. Благодаря отказу от центральных тепловых пунктов и переводу потребителей на АИТП расход воды в Казани должен снизиться на 27%, потери в квартальных тепловых сетях — на 23%, а общая экономия тепловой энергии в городе достигнет 20%.

Более того, уже в ближайшем будущем Казань может стать первым крупным городом в России, бюджетная сфера которого полностью перейдет на АИТП. Соответствующая программа принята в республике весной этого года. Она, среди прочего предполагает обязательную установку индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием во всех новых строениях и зданиях с июля нынешнего года. Правда, пока это не касается многоквартирных домов. Но в Минэнерго рассчитывают, что со временем и они будут оснащены АИТП.


 Вторая группа — регионы со средней бюджетной обеспеченностью

Рейтинг энергоэффективности российских регионов по итогам 2016 года - вторая группа


Третья группа — регионы с бюджетной обеспеченностью ниже средней


Рейтинг энергоэффективности российских регионов по итогам 2016 года - третья группа


Середняки и беднота

Среди субъектов федерации со средней бюджетной обеспеченностью лидерство сохранила Мурманская область. Этот регион лишь ненамного обошел своих преследователей — Липецкую и Белгородскую области. Именно Мурманская область была выбрана в качестве пилотного региона по подготовке и реализации проектов за счет внебюджетных источников, в том числе с использованием механизмов так называемого энергосервисного договора. Он, в частности, позволяет окупить кредит на покупку и установку светодиодов или АИТП за счет сэкономленного света и тепла. Например, в Мончегорске благодаря энергосервисному договору в прошлом году стартовал проект модернизации уличного освещения. Всего было заменено свыше 5300 уличных светильников. Власти региона намерены использовать энергосервисные контракты для модернизации водоканалов в Кировске и в Апатитах.

Что же касается Белгородской области, то она, как и два года назад, отличается практически полностью энергоэффективным освещением в уличном и дорожном хозяйстве. А в Липецкой области можно отметить небывало высокий уровень оснащенности многоквартирных домов приборами учета. Он составляет свыше 90%, при среднем показателе по России 61,6%. Именно это и обеспечило Белгородской и Липецкой областям ведущие позиции в своей группе.

Наконец, лидерами в группе с низкой бюджетной обеспеченностью стали Ставропольский край, Марий Эл и Чувашия, что позволило им войти в топ-15 сводного рейтинга. При этом Ставропольский край поднялся с 53-го места сразу на девятое. В первую очередь это произошло за счет сдачи в полном объеме энергетических деклараций, а также утверждения рекомендаций к зданиям, строениям и сооружениям. Чего нельзя сказать, например, о Севастополе, Дагестане и Чукотке. Эти регионы — аутсайдеры рейтинга эффективности. Ни одно их бюджетное учреждение не сдало энергетическую декларацию, да и современные энергосберегающие технологии там ни в уличном и дорожном освещении, ни в теплоснабжении почти не внедряются.

Источник Минэнерго РФ


Вернуться в раздел Новости →
Мы сотрудничаем c: