26/11/2018
Изменения в законодательстве и нормативных актах РФ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2018 году

Изменения в законодательстве и нормативных актах РФ в сфере энергосбережения


Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Начинается первый этап применения новых требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, в течение которого должно быть достигнуто соответствие осветительных устройств новым требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам.

 

Приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается на 20% по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

 

Приказ Минстроя России от 09.01.2017 № 8/пр «Об утверждении Перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»

Минстроем России утверждены рекомендации по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению в садоводческих товариществах. В качестве мер, направленных на повышение энергоэффективности, Минстрой России предлагает, в частности, осуществить замену исчерпавшего срок службы оборудования на энергоэффективное, произвести установку приборов учета потребленной энергии, ремонт и восстановление поврежденных сетей энергоснабжения.

 

Приказ ФАС России от 29.03.2018 №399/18 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на 2018-2022 годы»

Установлены целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – целевые показатели, программы), на 2018-2022 годы для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

 

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

Утвержден перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики.

Комплексный план предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности экономики РФ, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.

В отношении регулируемых инфраструктурных компаний предусмотрены действия по снижению потерь энергетических ресурсов в ходе их транспортировки и их потреблении.

Планом предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также мероприятий, направленных на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности.

Цель плана – модернизация основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 % в год.

 

Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Уточнены требования энергоэффективности к объектам госзакупок. Настоящим Постановлением Перечень товаров, работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, приведен в соответствие с национальными стандартами в области энергетической эффективности. Также установлены требования энергоэффективности для работ по проектированию, строительству и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.

 

Федеральный закон от 23.04.2018 № 107-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования»

Вносимыми изменениями органы государственной власти РФ наделяются полномочиями по установлению требований к программам энергетической эффективности государственных и муниципальных организаций. При этом отмечается, что указанные требования должны устанавливаться в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством РФ.


Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

С 16 января 2019 года органы власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения больше не должны проводить обязательные энергообследования и получать энергопаспорта. Вместо этого придется ежегодно предоставлять декларации о фактическом расходовании энергетических ресурсов посредством государственной информационной системы в области энергосбережения ГИС «Энергоэффективность».

За непредставление декларации предусмотрена административная ответственность (ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ) – штрафы в размере от 10 000 до 15 000 руб. (для должностных лиц) и от 50 000 до 250 000 руб. (для юридических лиц).

Кроме того, вернется обязанность снижать объемы их потребления, но теперь она не ограничится пятилетним сроком и будет увязана с размерами бюджетного финансирования, предоставляемого для обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 261-ФЗ сведения будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе при определении размера субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

Учреждения уже прошли один пятилетний цикл экономии. В частях 1, 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ сказано: с 1 января 2010 года они должны были обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объема израсходованных ресурсов. За пять лет необходимо сократить энергопотребление не менее чем на 15% (по сравнению с объемами 2009 года), то есть не менее чем на 3% в год. Теперь снова нужно экономить энергоресурсы, причем это требование бессрочное. В ст. 24 Закона № 261-ФЗ не указаны конкретные периоды и проценты экономии. Их должно установить Правительство РФ до конца текущего года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ большинство расходуемых ресурсов (дизельное и иное топливо, мазут, природный газ, тепловая и электрическая энергия, уголь) должно снижаться в суммарном объеме.

Но процент уменьшения потребления воды Правительство РФ определит отдельно – данный показатель не будет суммироваться с другими. Еще один важный момент: в Законе говорится о снижении потребления в сопоставимых условиях. То есть учреждение по-прежнему должно учитывать при расчетах объемов климатические факторы, характерные для местности, в которой оно расположено.

Органы-учредители учтут обязательные проценты экономии при определении размера субсидии на выполнение задания (ч. 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ). А вот сокращение потребления ресурсов сверх установленных объемов не повлечет пропорционального уменьшения субсидии.

Впрочем, учреждения смогут избежать снижения бюджетных ассигнований на оплату фактически расходуемых топливных ресурсов и воды. Чтобы сохранить размер субсидии, необходимо выполнить два условия (ч. 2.1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ):

  1. сократить объемы энергопотребления в установленных процентах;

  2. привлечь внебюджетное финансирование в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности (в том числе с использованием энергосервисного договора).

Сохранить прежнее финансирование при сокращении собственных расходов на энергопотребление учреждения смогут в течение срока действия соглашений и договоров по реализации названных проектов и мероприятий.

В 2019 году органы исполнительной власти будут обязаны ежеквартально представлять в Минэнерго сведения, об объеме снижения потребляемых учреждениями топливных ресурсов и воды, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение этого объема (ч. 2.2 ст. 24 Закона №261-ФЗ). Соответствующая информация станет размещаться в ПС «Энергоэффективность».

Также для учреждений появится административная ответственность за несоблюдение правил предоставления информации в ГИС «Энергоэффективности» в виде штрафа: для должностных лиц в размере 5 000 руб., для юридических лиц в размере 10 000 руб. (ч. 9 ст. 9.16 КоАП РФ).

 

Постановление Правительства РФ от 23.07.2018 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Полномочия по созданию государственной информационной системы и условий для ее функционирования переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, которое является оператором государственной информационной системы. Уточнен порядок формирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 

Постановление Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии»

Скорректированы требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

 

Постановление Правительства РФ от 29.10.2018 № 1281 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1087»

Расширен перечень случаев, в которых заключается контракт жизненного цикла.

Контракт жизненного цикла также будет заключаться в случае выполнения работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

Это значит, что компании, которые устанавливают водо-, тепло-, электросчетчики и другие приборы в домах, будут нести ответственность за то, как они работают, отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки на протяжении всего технологического и жизненного цикла этих приборов. А потребителям, у которых они будут устанавливаться, не придется отслеживать показания и заниматься поверкой счетчиков.

 

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1312 «О внесении изменений в требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Скорректированы требования в области энергоэффективности, применяемые к осветительным устройствам отдельных видов.

Речь идет о требованиях для:

  • нитевидных (филаментных) светодиодных ламп с различной коррелированной цветовой температурой;

  • пуско-регулирующей аппаратуры светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами, применяемые на 2 этапе (с 1 января 2020 года);

  • светильников с индексом цветопередачи Ra > 85;

  • прожекторов с различными углами излучения;

  • светильников для общественных и производственных помещений с прозрачным защитным стеклом;

  • светильников с электронным источником питания для уличного освещения со светодиодами;

  • светильников для уличного освещения со световым потоком более 5000 лм.

 

Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1374 «О внесении изменения в пункт 7 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»

Установлены дополнительные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Указывается, что целевые показатели и показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственной или инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, должны отражать, в том числе, объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги).

 

Вернуться в раздел Новости →
Мы сотрудничаем c: